Как добывали мрамор в древности? Что делает его белым или цветным?
Мрамор — красивый природный камень, каждый сорт которого уникален, ведь на его цвет и фактуру влияет место добычи и особенности формирования горной породы. Мрамор существовал за миллионы лет до того, как люди научились его добывать. Благодаря цвету, рисунку и особому блеску (и, конечно, разнообразию), «король всех камней» всегда был излюбленным материалом художников, архитекторов и дизайнеров.
Хотя мрамор добывается во многих странах, он часто ассоциируется с Италией, где мраморные постройки и скульптуры встречаются чуть ли не на каждом шагу. Недаром месторождение самого популярного сорта — белого Каррарского мрамора — находится в самом сердце страны, в Апуанских Альпах. Сорта Calacatta и Bardiglio тоже родом из этих мест, которые считаются самым богатым регионом Италии с точки зрения разнообразия и объема добычи природного камня. И тем не менее существуют и другие месторождения, знаменитые своими сортами мрамора. Red Verona добывается в Венето, Portoro — в Лигурии, Pietra di
Почему архитекторы и дизайнеры так сильно любят мрамор?
«Одна из основных характеристик мрамора — долговечность, но в то же время он податлив и разнообразен по цвету и фактуре», — рассказывает Давид Туррини, научный сотрудник и арт-директор итальянской компании по обработке камня Pibamarmi. Он утверждает, что Каррарский мрамор — один из самых ценных сортов, потому что помимо проверки временем и изысканной красоты, его отличает «давняя история и всемирное признание».
«Говорят, что мрамор полон очарования, потому он является воплощением самой природы: натуральный, уникальный, не подверженный капризам моды и практически вечный», — делится Маргарита Риккарди, владелица компании Nice&Square, которая специализируется на производстве изделий из мрамора.
«Мрамор завораживает, потому что отражает наше желание вернуться в те времена, когда предпочтение отдавалось долговечным материалам», — говорит промышленный дизайнер Рафаэлло Галиотто.
Как менялись технологии добычи и транспортировки?
«Метод добычи мрамора, описанный в античных источниках, основывался на разработке камня по основным линиям излома, — говорит Джованни Масса из Центра геотехнологий Сиенского Университета. — Найдя трещины в породе, мастера использовали молотки и металлические скальпели, чтобы сделать насечки, так называемые цезуры, а затем увеличивали их с помощью металлических или деревянных клиньев, пока камень не раскалывался».
В XVIII веке, благодаря изобретению взрывчатки (черного пороха), добыча камня заметно ускорилась. Однако массовое производство стало возможным только в XIX веке с появлением специальных инструментов, таких как геликоидная пила, которая позволяла выпиливать несколько каменных блоков одновременно.
«Но настоящая революция в добыче камня произошла всего 30 лет назад с изобретением станка для резки алмазной проволокой и алмазной цепной пилы, — продолжает Джованни. — Специальная программа настраивает эти машины на выпиливание породы под заранее заданным углом».
В эпоху Древнего Рима существовало два способа спустить мраморные блоки с гор в долину: дать им свободно соскользнуть со склона вниз (с опасностью повредить камень) или перевезти их на бревенчатом катке, чем-то похожем на деревянные сани с веревочными поводьями. Специально для этих саней рабочие прокладывали колеи, которые до сих пор видны на склонах Апуанских Альп.
Такими катками перестали пользоваться только после Второй мировой войны, когда появились тяжелые грузовики и резиновые шины. С расширением сети железных дорог перевозка мрамора стала максимально быстрой и дешевой, что благотворно повлияло на спрос.
Какие страны импортируют больше всего итальянского мрамора?
Спрос на итальянский мрамор высок по всему миру. Согласно отчетам камнедобывающих компаний Marmomacc Observatory и Confindustria Marmomacchine и данным Итальянского государственного института статистики, в 2015 году общий объем экспорта обработанного и необработанного мрамора составил 3,5 млрд долларов.
Самый высокий спрос на обработанный и полу-обработанный мрамор — в США, далее идут Германия, Швейцария, Великобритания и Франция. Постепенно растет спрос в странах Ближнего Востока, а именно в ОАЭ и Саудовской Аравии, экспорт в Россию достаточно стабилен.
Самый большой рынок итальянского необработанного мрамора — в Китае и Индии, при этом в целом Италия продает необработанный камень в 140 стран.
«Этот успех обусловлен высочайшими технологиями обработки камня, а также инновациями в области промышленности и дизайна. Всё это дает нам дополнительные преимущества и повышает конкурентоспособность», — говорит Маурицио Данезе, президент компании Veronafiere, которая организует в Вероне выставку мраморных плит и блоков Marmomacc — крупнейшее событие в отрасли.
От чего зависит цвет камня и его прожилок?
«Месторождения мрамора можно найти в самых разных странах и географических зонах, — говорит Луиджи Карминьяни, профессор прикладной геологии Сиенского Университета. — Цвет и особенности рисунка делают каждый сорт уникальным и характерным для конкретной местности. В некоторых случаях эти черты могут быть настолько необычными, даже в пределах одного региона, что название сорта будет привязано к единственному карьеру, где его добывают».
«Литологические и минералогические характеристики, которые определяют цвет, чистоту и рисунок разных сортов, зависят от многих факторов, — продолжает профессор Карминьяри. — Например, цвет зачастую является отличительной особенностью. Дело в том, что оттенок мрамора — результат большего или меньшего количества минералов, равномерно распределенных в толще породы — микрокристаллов бурого железняка (от бледно-розового до кирпичного), хлоритов (от салатового до темно-зеленого), железного колчедана (от серебристого до темно-серого) и так далее.
А вот полное отсутствие или минимальное количество минеральных примесей дает мрамору привычные всем светлые оттенки, от перламутрового до белоснежного, потому что в таком случае порода в основном состоит из кальцита, который также называют известковым шпатом».
«Фактура, то есть зернистость, которую мы наблюдаем на поверхности отполированной мраморной плиты, определяется размером, формой и расположением минеральных вкраплений, — объясняет профессор Карминьяри. — Также рисунок зависит от цвета и распределения характерных прожилок в толще мрамора, что тоже зависит от минерального состава породы».
Существует ли легкий мрамор?
У каждой разновидности мрамора свой вес, но тяжесть — скорее положительная характеристика, чем недостаток. Однако большой вес не приветствуется, когда мы хотим создать объект с формами, которые мрамор в своем чистом виде сделать не позволяет.
Маргарита Риккарди из компании Nice&Square говорит, что их запатентованная система Stonewave позволяет справиться с этой проблемой. Обрамление раковины на фото состоит из легкого алюминиевого каркаса, покрытого мраморными пластинами ручной отделки. Такая конструкция на треть легче, чем полностью мраморная, а благодаря каркасу она не деформируется и обладает повышенной прочностью. Система Stomewave позволяет создать пластины длиной до 4 м без соединительных швов. К тому же, она не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, ведь мрамор для облицовки берется из остатков мраморной плитки толщиной в 1 см.
Систему Stonewave можно использовать для изготовления раковин, душевых поддонов, столешниц, кухонных столов и мебели для гостиной.
Для чего нужны различные виды отделки?
«Полировка — всего лишь один из способов обработки мрамора. Сегодня при выборе отделки люди все чаще руководствуются собственными предпочтениями, а не традициями», — говорит Альберто Бевилаква, директор бюро Lithos Design, одной из первых компаний, которая в 2007 году поверила в потенциал мраморного сайдинга с рельефными украшениями.
Благодаря ЧПУ-оборудованию — машинам с программным управлением — сегодня на каменные поверхности можно нанести любое рельефное изображение, а ведь всего несколько лет назад об этом можно было только мечтать. «Именно поэтому сегодня можно говорить о каменном дизайне и промышленном подходе к производству декоративных материалов, — продолжает Альберто Бевилаква. — Теперь мы можем получить результат, который невозможно достичь при ручной обработке камня и создать предметы, не уступающие по своим художественным характеристикам лучшим образцам классического искусства».
«Во-первых, технологии позволяют сделать точный расчет и многократно повторить орнамент без изъянов, которые неизбежно случаются в ручной работе, — продолжает Альберто. — Также они позволяют создавать новые продукты, которые были бы невозможны при традиционном подходе».
«Промышленная обработка мрамора в архитектуре и дизайне — не новшество, но ультрасовременные приложения с технологией ЧПУ открывают совершенно новые сценарии и возможности для разработки необычного дизайна, и производить продукты в огромных количествах с низкими затратами и минимальным уровнем отходов».
Возможны ли эксперименты с мрамором?
«Вот уже несколько лет я посвящаю все свое время исследованию новых форм, которые возможны в мраморе, — говорит Рафаэлло Галиотто, промышленный дизайнер с огромным опытом в области инноваций в использовании природного камня. — Когда мы анализируем античные предметы, сделанные из камня, мы не только вычисляем к какому периоду они относятся, но и изучаем технику, в которой они изготовлены. Я думаю, что это не просто необходимость, это наша обязанность — использовать приемы, которые не существовали в прошлом. Только так мы можем увековечить данные о современной жизни.
Я верю, что новые технологии дают прекрасную возможность облегчить труд людей и постоянно создавать что-то новое. Например, часть своего исследования я посвятил оптимизации применения формовочных разрезов. Теперь мы создаем рельефные формы, в которых можно одинаково использовать как позитив, так и негатив обрабатываемой поверхности. Это совершенно новый подход к дизайну, который помогает минимизировать отходы».
С 2014 года Рафаэлло Галиотто курирует Павильон дизайна и архитектуры на выставке Marmomacc. Дизайнер показывает, что можно сделать из мрамора с помощью современных технологий и постоянно раздвигает границы возможного. Его исследования стимулируют рынок, создавая спрос на изделия из материала, история которого насчитывает миллионы лет.
«Многим вещам еще только предстоит увидеть свет: мрамор предлагает невероятные возможности для дизайна, и чем глубже вы копаете, тем больше находите. Во всех смыслах», ─ говорит Галиотто.
В апреле на миланской выставке Salone del Mobile Галиотто курировал экспозицию «Мрамор_2.0 Цифровая эволюция дизайна», организованную при поддержке пяти компаний: Citco, Helios Automazioni, Intermac, Lithos Design и Marmi Strada. В экспозиции были представлены пять экспериментальных работ с применением мрамора, спроектированных с помощью параметрического программного обеспечения. Все они были изготовлены на ЧПУ-оборудовании с целью возможности последующей переработки и уменьшения производственных отходов.
Agave (на фото) — это трехметровая полая цилиндрическая скульптура, сделанная из мраморной плиты размером всего 80х30х2 см. Сначала кусок мрамора разрезали на 10 частей. Затем, используя пятикоординатную водоструйную машину, мастера смогли сделать прорези внутри мраморных блоков и получили кольца — составные элементы скульптуры, форма которой была задана программой 3D-моделирования.